Аутогенная тренировка по Шульцу

О методе Иоганна Шульца

Этот метод назван автором аутогенной трениров­кой и широко известен сейчас во всем мире.

Еще в начале XX века И. Шульц успешно лечил больных методом внушения в гипнозе. Многие вели дневники само­наблюдений, и потом оказалось, что ощущения, которые испытывали больные, находясь в состоянии гипноза, законо­мерно повторялись. Что же это было? Чувство успокоения, расслабления мышц, потяжеление тела, тепла, дремоты и т. д.

Лечение аутогенной тренировкой по Шульцу

И. Шульц не остановился на одном гипнозе и стал изучать другие доступные ему безлекарственные методы, которые могли бы помочь больному. В своих поисках он обратился к учению йогов, именно к той его части, которая занимается культивированием физического состояния тела – к Хатха-йоге. Шульц понял, что в области влияния на работу внутрен­них органов йоги большую роль отводят самовнушениям, которые реализуются после достижения особого состояния психики. Такие состояния возможны лишь при глубоком расслаблении мышц. В результате исследований И. Шульц пришел к выводу, что ощущения йогов в этом состоянии очень похожи на ощущения больных, находящихся в состоя­нии гипноза. Тогда и появилась идея создания новой ме­тодики.

Таким образом, АТ возникла как закономерное про­должение идей, уже существующих. В ее основе – идеи Йоги, учение о роли внушаемости и гипноза. Свою аутогенную тренировку И. Шульц разделил на две части. В первую, низ­шую, он перенес некоторые положения и приемы из Хатха-йоги, а в высшую – из Раджа-йоги.

  1. Первая ступень АТ пред­назначена для управления работой внутренних органов, фи­зического оздоровления.
  2. Вторая служит для овладения психическими процессами, создания нужного эмоциональ­ного фона. Сам И. Шульц считал, что вторая ступень является наиболее важной в его методе, однако жизнь показала другое: именно первая ступень АТ получила широкое распростра­нение во всем мире.

Позы для занятия АТ по И. Шульцу

Поза 1. Лежа на спине. Руки вдоль тела. Одежда обяза­тельно должна быть удобной: воротник расстегнут, пояс расслаблен. Очки следует снять. Во время занятий глаза закрыты.

Поза 2. Полулежа на стуле, кресле и т. п. Если поза принимается в кресле, то руки надо держать не на подло­котниках, а на коленях. Принципы те же, что в позе 1.

Поза 3. Сидя. У И. Шульца она называется «кучер на дрожках», но из нынешнего поколения мало кто видел кучера, дремлющего на козлах, поэтому просто обозначим эту позу словом «сидя». Садитесь на стул, скамейку, не опираясь о спинку. Посадка должна быть неглубокой. Ноги расставлены на уровень плеч, руки на коленях, туловище чуть согнуто, голова слегка опущена, глаза закрыты. Дышите носом. Рот закрыт, но челюсти сжимать не нужно: кучер на дрожках расслабился и дремлет. Вам осталось податься немного вперед или назад, чтобы центр тяжести приходился не на ноги, а на сиденье. Сидеть удобно, мышечное напряже­ние снято, значит положение тела выбрано правильно и можно заниматься.

Методика проведения АТ по И. Шульцу

Все занятия делятся на три части. Во время первой зани­мающийся приходит в состояние дремоты: вторая – для произнесения формул самовнушения; третья, самая корот­кая – для выхода из дремоты.

Формулы самовнушений произносятся мысленно, и цель их одна – добиться реализации, то есть воспроизводства необходимых ощущений. Одну и ту же формулу произносите 2—5 раз. После появления нужных ощущений переходите к следующей формуле.

На отработку одной формулы уходит в среднем 30 се­кунд. С каждым занятием нужное ощущение будет прихо­дить все быстрее.

Перед началом и после упражнения про себя произносят­ся слова: Я совершенно спокоен.

Итак, упражнения АТ по Шульцу:

  1.  Руки очень тяжелые, все тяжелеет (правая рука, левая, туловище; левая нога, правая)…
  2. Руки очень теплые (правая рука, левая и т. п.)…
  3. Сердце бьется спокойно и сильно…
  4. Дыхание совершенно спокойно, мне дышится легко…
  5. Солнечное сплетение излучает тепло…
  6. Лоб прият­но прохладен…

В конце упражнений произносится короткая фраза: Руки напряжены, вдохнуть, открыть глаза!

Упражнение 1-е снимает мышечное напряжение; 2-е при­водит к тормозной фазе, то есть к легкой дремоте; с 3-го упражнения начинается лечебное самовнушение; 4-е по­зволяет произвольно менять ритм дыхания; 5-е положительно влияет на функции брюшной полости; 6-е снимает голов­ную боль.

Наиболее последовательный ученик И. Шульца X. Линде­ман предлагает проводить полное занятие по АТ в такой по­следовательности:

Я совершенно спокоен (1 раз). Правая рука тяжелая (6). Я совершенно спокоен (1). Правая рука теплая (6). Я совершенно спокоен (1). Сердце бьется спокойно и ровно (6). Я совершенно спокоен (1). Дыхание спокойное и ровное (6). Я совершенно спокоен (1). Мне легко дышится (1). Солнечное сплетение излучает тепло (6). Я совершенноспокоен (1). Лоб приятно прохладен (6). Я совершенноспокоен (1). Лоб приятно прохладен (6 раз).

Когда будет приобретен устойчивый навык в аутогенном погружении, можно переходить к более сокращенным вариан­там АТ и отработке формул намерения или формул цели, то есть к «целенаправленным самовнушениям».

Однако изолированно усваивать одно какое-то упраж­нение нельзя, эффекта не будет никакого. Все упражнения должны усваиваться последовательно и в комплексе. Если вы сегодня хотите побольше поработать, например над 4-м упражнением, то должны вначале пройти 1, 2 и 3-е. Пере­ходить к следующему можно только усвоив предыдущее.

Не следует спешить и тем более отчаиваться, если после двух-трех занятий вы ничего не ощущаете. Времени пройдет немало, пока вы овладеете приемами АТ.

Заниматься следует 2—3 раза в день, перерывы более чем на 2—3 дня делать нельзя. На отработку чувства тяжести в правой руке затрачивается 1—3 недели, столько же на дру­гую руку и каждую ногу, туловище. Всего на отработку этого упражнения уйдет 8—10 недель и столько на каждое последующее. После усвоения первых двух упражнений можете переходить к целенаправленным самовнушениям для борьбы с нервным перенапряжением, созданием нуж­ного эмоционального фона, борьбы с болезненными ощуще­ниями, чувством страха, тревоги и т. п.

Как научиться испытывать нужное ощущение при аутогенной тренировке?

1.Выработка ощущений чувства тяжести. Вы сидите или стоите. Руки согнуты в локтях, локти прижаты к бокам; ладони обращены кверху. На левую руку положите две-три книги и через одну-две минуты снимите их. Сделайте руками движения, как будто взвешиваете книги. При этом должно появиться ощущение, что правая рука тяжелее левой. Про­исходит это потому, что когда вы на левой руке держали груз, в соответствующей зоне коры головного мозга возник очаг возбуждения, из которого шли более сильные импульсы к левой руке, чтобы обе руки уравновесились. После снятия груза этот очаг еще некоторое время сохранялся и посылал повышенные импульсы в сторону левой руки, отсюда ощу­щение легкости левой руки и соответственно – тяжести правой.

Это ощущение рекомендуется запомнить.

2. Выработка чувства слабого тепла. Для этого нужно два участника. Один сидит с закрытыми глазами и держит руки на коленях ладонями вверх. Другой осторожно подно­сит свою ладонь к ладони товарища. Воздух между ладонями согревается, и первый начинает чувствовать тепло. Ему пред­лагается отгадать, какая из рук теплее.

Легкое тепло, которое появится у первого, будет точно соответствовать тем ощущениям, которые он должен испы­тать в процессе занятий АТ.

Проследим последовательность ощущений. Приняв лю­бую удобную позу и закрыв глаза, старайтесь отключиться от посторонних мыслей. Для этого можно представить прият­ную картину: лес, спокойное озеро, цветущий луг; можно включить магнитофон с тихой музыкой. По мере успокоения начинайте расслаблять мышцы. Снижение мышечного тонуса субъективно воспринимается как появление чувства тяжести. Снижение мышечного напряжения сопровождается расшире­нием сосудов и притоком крови, о чем свидетельствует появление чувства тепла. Значит, вы расслабились, наступает тормозная фаза, появляется чувство легкой дремоты. Самое время начинать произносить слова лечебных самовнушений.

По мере освоения АТ время, затраченное на появление тормозной фазы, укорачивается. Для некоторых достаточно двух-трех минут, чтобы появились нужные ощущения. Вре­мя на произнесение формул лечебных самовну­шений сокращать не рекомендуется.

Итак, два периода занятий проведены. Наступает третий –период восстановления тонуса, избавления от дремоты. Для этого сделайте глубокий полный вдох и одновременно под­нимите руки вверх, затем с выдохом резко опустите их и откройте глаза. При этом мысленно можно произнести приказ на тонизацию.

Во время занятий могут возникнуть необычные ощуще­ния: чувство удлинения рук или руки, набухания пальцев, легкие покалывания и т. д. Пусть вас это не пугает: такие ощущения называют аутогенетическими разрядами, и они совершенно безвредны. Засыпать во время прове­дения сеанса АТ нежелательно.

Аутогенная тренировка видео

Тем, кто готовится сдавать экзамены или выступать на соревнованиях, предлагаем формулы самовнушений, которые помогут вам мобилизовать свои силы и поднять жизненный тонус.

  1. Я хорошо отдохнул и набрался сил…
  2. Быстро проходит расслабленность…
  3. Тело наливается силой…
  4. Появляется напряженность мышц лица…
  5. Лицо выражает волю и решитель­ность…
  6. Наливаются силой и становятся легкими и упругими мышцы рук… туловища… ног…
  7. Все тело стало сильным и крепким… 
  8. Дыхание свобод­ное и глубокое…
  9. Сердце бьется ритмично и спо­койно…
  10. Голова ясная и светлая…
  11. Мне хочется встать и двигаться… 
  12. Я готов к действиям…
  13. Встать!

Вы открыли глаза и встали. Теперь можно сделать 8 глу­боких ритмичных дыханий (см. Утреннюю психофизическую зарядку) и массаж ушей. После этого обязательно ощутите бодрость и прилив сил.

Идея аутогенной тренировки Иоганна Шульца была подхвачена и дополнена многими психотерапевтами и дру­гими энтузиастами самосовершенствования различных стран мира. Среди них был ученик И. Шульца Д. Мюллер-Хегеман.

Свой метод АТ он основал на данных А. Г. Иванова-Смолен­ского о вегето-пантомимических связях. Суть их заключается в том, что горе, радость, озабоченность, чувство удовлетво­рения – все это отражается в мимике. Следовательно, су­ществует и обратная связь: если путем тренировки научиться владеть своим лицом, то таким образом можно влиять на свое психическое состояние. Так, если при угнетенном наст­роении «сделать» счастливое выражение лица, изображать радость, то через некоторое время депрессивное настроение может исчезнуть.

Формулы самовнушений Д. Мюллер-Хегеман предлагал составлять в виде самоубеждения, то есть вместо приказного Я совершенно спокоенПусть я буду совершенно спокоен.

Среди советских авторов АТ наиболее известны А. Г. Бе­ляев, А. В. Алексеев, Л. Д. Гиссен.

ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

И. Гете: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует».

Предлагаемый психоэнергетический вариант АТ приме­няется с лечебной целью. С его помощью можно быстро снять боль в сердце, предотвратить начинающийся насморк, умень­шить или избавиться от любых болей или неприятных ощу­ щений в любом участке тела, в любом органе. Конечно, это не панацея от всех болезней. Посредством его нельзя выле­чить опухоль, но уменьшить при ней боль возможно. Этот метод АТ может повысить сопротивляемость организма, усилить действие медикаментозного лечения. Он порой незаменим, если врачебная помощь опаздывает, а под рукой нет лекарств. Если вы решили овладеть этим вариантом АТ, целесообразно вначале позаниматься по классической сис­теме И. Шульца и овладеть 1-й нижней ступенью его аутоген­ной тренировки, хотя психоэнергетическим вариантом можно пользоваться и самостоятельно.

Предлагаемый вариант включает некоторые элементы и второй, высшей ступени АТ по И. Шульцу, поэтому мы хотя бы коротко рассмотрим суть упражнений этой его ступени.

Вначале Иоганн Шульц рекомендует научиться длительно (не менее 20 минут) находиться в состоянии дремоты и толь­ко после этого приступать к упражнениям.

Надо сказать, что созданная в начале XX века АТ Шульца имела оппонентов, подвергалась критике, но тем не менее с ее высшей ступенью познакомиться интересно.

  • 1-е упражнение. Занимающийся, находясь в состоянии аутогенетического погружения, старает­ся мысленно «видеть» световые пятна, выделять из них одно и удерживать его некоторое время.
  • 2-е упражнение. Занимающийся учится «ви­деть» заранее заданный цвет. При этом надо помнить, что тона от красного до желтого ассоциируются с теплом: зеленый и голубой – с состоянием покоя; синий и фиолетовый вызывают ощущение холода, а черный и темно-красный – мрачности, депрессии. Умение вызвать и удержать перед внутренним взором определенный цвет помогает создавать нуж­ный эмоциональный фон.
  • 3-е упражнение. Оно заключается в умении «видеть» вещи, предметы и даже самого себя. Дости­гается это путем длительных упражнений.
  • 4-е упражнение. Занимающийся отрабатывает способность придавать каким-либо абстрактным понятиям конкретное содержание. Например, слово свобода у него «ассоциировалось с белой лошадью, скачущей по прерии», – писал в своей работе И. Шульц.
  • 5-е упражнение. Занимающийся должен уметь «видеть кинофильм», то есть представлять динамиче­ские картины и видеть себя в них. Он должен эмоцио­нально реагировать на эти события, переживать их. Например, можно представить себя на берегу бушую­щего моря, во время праздничной демонстрации и т. д.
  • 6-е упражнение. В различных ситуациях занимающийся уже «видит» не только самого себя, но и других людей.
  • 7-е упражнение. Оно, по мнению И. Шульца, самое главное и заключается в умении видеть ряд картин, отвечающих на вопросы чисто психологиче­ского порядка. Так, на вопрос: «Кто я?» можно видеть ряд картин, которые должны ответить на этот вопрос, при этом наступает «аутогенетическая нейтрализация», то есть гасятся психотравмирую­щие факторы, вызвавшие заболевание.

На каждое из семи упражнений затрачивается 10—20 не­дель, а на овладение всей высшей ступенью АТ уходит около года. Нетрудно заметить, что все семь упражнений затрагивают глубины подсознательного мышления. В отличие от первой ступени АТ упражнения высшей ступени могут отра­батываться изолированно. То есть, когда все семь упражнений освоены, можно поработать над любым упражнением в любой последовательности.

Итак, если первая ступень АТ предназначена для воздей­ствия с лечебной целью на вегетативную нервную систему, обслуживающую работу всех внутренних органов, то вторая ступень АТ, по И. Шульцу, служит для выработки умения вызывать мысленно те или иные образные картины.

Психоэнергетический вариант АТ предлагает приемы воздействия на вегетативную нервную систему, а также на тот или иной орган или участок тела. Кроме того, он до­полнен специальным видом дыхательных упражнений.

Методика проведения психоэнергетического варианта аутогенной тренировки

Закройте глаза и сделайте полный вдох через слегка приоткрытый рот. Задержите дыхание на 3—5 секунд, чтобы сосредоточиться. Закройте рот и начинайте выдыхать воздух через нос и через сжа­тую голосовую щель так, чтобы получился тихий шипящий звук, исходящий из гортани. Выдыхайте как можно медленнее, одновременно представляя, будто в том месте, где вас беспокоят болезненные ощущения, краснеет тлеющий уголек (какой бывает в потухающем костре). Представляйте, что по мере выдыхания воздуха уголек разгорается, становится все ярче и от него начинает исходить тепло. Сделайте несколько вдохов-выдыханий: уголек становится все краснее, а тепло сильнее. Постарайтесь ощутить это тепло и представить себе исходящий от уголька красноватый свет.

Глаза нужно держать закрытыми на протяжении всего занятия. Это помогает лучше сосредоточиться.

Механизм физиологического действия упражнения подо­бен тому, что бывает при занятиях первой ступенью АТ по И. Шульцу, только формулы самовнушений заменены образом разгорающегося уголька; дыхательное упражнение помогает «раздувать» жар воображаемого уголька. Все внимание занимающегося переключено на ощущение появ­ляющегося тепла…

Какие трудности могут возникнуть при овладении этим упражнением? Трудно сразу получить нужную степень сжатия голосовой щели, чтобы выдох был достаточно продолжитель­ным, а звук, исходящий из гортани, достаточно сильным; нелегко дается образное представление разгорающегося уголька, который нужно «видеть именно в том месте, кото­рое вас беспокоит. Однако если вы заранее потренируетесь, то в нужный момент этот прием может вам очень помочь.

При применении этого варианта АТ незначительная боль, небольшие неприятные ощущения проходят через 2—3 мину­ты, а более серьезные симптомы – через 5—10 минут. Если вам не стало легче через 10 минут, подождите час-полтора и вновь займитесь этим же упражнением. Неоднократной тренировкой вы овладеете этим простым, но эффек­тивным способом самовоздействия.

Усваивается упражнение через несколько дней трени­ровки. Некоторым занимающимся, преимущественно с ма­тематическим складом ума, времени требуется немного больше. Пока у вас ничего не болит, можете упражняться, мысленно перенося уголек и соответственно чувство тепла в различные участки тела. Это умение может пригодиться вам в самые неожиданные моменты жизни.

Образное представление уголька и тепла в том или ином месте рефлекторно вызывает расширение сосудов, усиливает кровоток, в результате чего ускоряются процессы восстанов­ления и заживления. Одновременно увеличиваются и энерге­тические процессы в этом участке, активизируется обмен веществ. Поскольку это усиление энергетических процессов достигается психическим путем, то и вариант АТ мы назвали психоэнергетическим.

Аутогенная тренировка по Шульцу видео