Как сделать массаж ребенку + оздоровительные упражнения?

Маме не стоит брать на себя роль врача или массажиста лечебной физкультуры, если ребенок болен и нуждается в специальных воздействиях. Но все же бывают случаи, когда при определенных отклонениях в состоянии здоровья вы сами можете помочь малышу, если сделаете акцент на определенных упражнениях, уже знакомых вам и приведенных в этой книге. Ослабленным детям (страдающим рахитом, гипотрофией, часто болеющим ОРЗ или находящимся в периоде адаптации к новым условиям) подбираются те же упражнения, что и здоровым, но эти упражнения выполняются «вне возраста», т. е. в своем определенном порядке.

Рис.1

Рис. 2

Рис.3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис.7

Рис. 8

 

Задачи этого комплекса — расслабить, успокоить ребенка, улучшить дыхательную функцию. Массаж делается с использованием всех приемов, но с учетом того, что у ребенка повышена чувствительность при рахите, а при гипотрофии он склонен к повышенному тонусу мышц.

Рис.9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Комплекс упражнений и массажа

1. Массаж рук.

2. Массаж ног.

3. Сгибание и разгибание рук (или скрещивание рук на груди) (см. комплекс№ 2, упражнение 10 (или 1)).

4. Сгибание и разгибание ног (см. комплекс№ 3, упражнение 10).

5. Массаж живота (см. комплекс№ 1,упражнение 5).

6. Поворот со спины на живот (см. комплекс№ 2, упражнение 4).

7. Массаж спины (см. комплекс№ 1, упражнение 4).

8. Массаж стоп. Рефлекторные упражнения для стоп (см. комплекс№ 1, упражнение 6).

9. Круговые движения руками (см. комплекс№ 5, упражнение 11).

10. «Скользящие шаги»(см. Комплекс№ 3, упражнение 3).

11. Поворот со спины на живот (см. комплекс№ 2, упражнение 4).

12. Вибрационный массаж грудной клетки.

Если ребенок часто болеет острыми респираторными вирусными инфекциями с осложнениями, физкультура может прийти на помощь.

Что дает комплекс упражнений и массажа?

1. Улучшение функции дыхания (восстановление нормального ритма, глубины и частоты дыхания).

2. Уменьшение спазма (сужения) бронхов, стимуляция дыхательной функции бронхов.

3. Ускорение процесса рассасывания воспалительных очагов, предупреждение перехода болезни в хроническую форму.

4. Предотвращение возможной деформации грудной клетки. В первую очередь больному ребенку необходимо лечение положением, т. е. ему следует придавать такое положение, чтобы диафрагма (мышца, разделяющая грудную и брюшную полости) опускалась. За счет увеличения объема грудной клетки облегчается дыхание. Данное положение достигается, когда верхняя половина тела (голова и туловище) приподнята примерно на 20°.

Для лучшего отхаркивания нужно придавать малышу «дренажное» положение (когда голова и грудь ниже туловища и ног) на 2—5 мин по 3—4 раза в день.

«Дренажное» положение сочетают с массажем грудной клетки. Как правило, это легкое поколачивание и вибрационный массаж.

При повышении температуры тела состояние ребенка облегчит поглаживающий массаж (простой или с подогретым маслом — оливковым, пихтовым, эвкалиптовым, подсолнечным, масломсалоэ). Можно выполнять поглаживание под одеялом, если у малыша нет отрицательной реакции. После такого гипотермического (снижающего температуру тела) массажа ребенка следует обернуть махровым полотенцем, накрыть одеялом и дать ему теплое питье.

После снижения температуры рекомендуется выполнять комплекс вышеописанных упражнений.

При пупочной грыже (если диагноз поставлен врачом) также необходимы занятия с ребенком физкультурой. Специальные задачи занятий:

1. Необходимо укрепление всей мускулатуры, поэтому возрастные упражнения для рук, ног, спины не противопоказаны.

2. Если у ребенка повышена возбудимость (что не редкость в современных условиях), необходим общий поглаживающий массаж.

3. Особое внимание обратите на массаж спины во время положения на животе (для укрепления мышечного корсета позвоночника).

Проводится лечение положением. Ребенка на 1 —3 мин укладывают на живот перед каждым кормлением. При пупочной грыже малыша необходимо как можно чаще укладывать на живот.

Массаж живота этому ребенку делают также, как и здоровому ребенку, т. е. выполняются все приемы, но в начале нужно легким поглаживанием как бы утопить грыжу (но не вправлять ее насильно!), а затем массировать живот одной рукой, мягко поддерживая грыжу другой.

Для укрепления пупочного кольца можно делать легкие поступательные (точечные) движения вокруг пупка.

Специальные упражнения:

1. «Парение» в положении на спине (см. комплекс№ 1, упражнение 12).

2. Укладывание на живот (см. комплекс № 1, упражнение 3).

3. «Парение» в положении на животе (см. комплекс№1, упражнение 6).

4. Положение на весу на боку. Исходное положение — ребенок лежит на руках у взрослого на боку на весу. При этом голову, туловище и ноги ребенка удерживайте горизонтально.

5. Попытка к присаживанию из положения лежа на спине. Зафиксировав ноги ребенка и захватив его руки так, как это показано на рисунке 11, приподнимите голову и плечевой пояс ребенка. Если мышцы слегка получается, попытайтесь положить его на подушку так, чтобы верхняя половина туловища была выше плоскости стола на 45°.

6. Хватание игрушки из положения на животе попеременно и двумя руками сразу. Положите малыша на живот и побуждайте его, приподнявшись, взять игрушку поочередно каждой рукой или обеими руками сразу. Ноги ребенка зафиксируйте (рис. 15).

7. Рефлекторное разгибание головы и спины назад в положении на весу. Выполняется также, как и упражнение «Положение пловца». Для усложнения можно уложить малыша на край стола, зафиксировать его ноги на столе, а голову и грудь оставить без опоры. Стимулируя малыша словом или игрушкой, побуждайте его разогнуться (рис. 7).

8. Тоже самое, только ребенок лежит на столе на спине, а голова на весу. Побуждайте малыша приподняться.

Упражнение активное, и если ребенку оно не нравится, лучше не настаивать.

9. Поднимание ног до горизонтального положения. Ребенок лежит на столе на спине. Нужно уложить его так, чтобы ноги и часть ягодиц были на весу. Придерживая за туловище, добивайтесь, чтобы малыш поднял ноги до горизонтального положения.

10. Поднимание выпрямленных ног до гимнастической палки (рис. 17, б).

11. Наклоны туловища и выпрямление (рис. 16, а, б).

Примечание. Если у малыша грыжа сильно выражена и не вправляется, лучше всего, после того как сделан массаж живота, положить на грыжу сложенный бинт, предварительно сняв упаковочную бумагу, и прибинтовать эту «шину» эластичным бинтом. После гимнастики это приспособление с туловища снимается. Не забывайте о лечебном плавании. Если у ребенка пупочная грыжа делайте все возможное чтобы посещать бассейн (разумеется с разрешения врача)

Как проверить эффективность занятий

О состоянии здоровья и физическом развитии ребенка можно судить по тонусу мышц. У здорового ребенка тонус мышц (готовность их к действию или бездействию) нормален.

При повышенном тонусе ребенок не сможет выполнять пассивные упражнения даже под вашим руководством. Если тонус снижен, вы тоже это сразу поймете, так как малыш не сможет выполнять упражнения, требующие активности. Вот пример: такое упражнение, как поднимание или присаживание за отведенные в стороны руки, не получится, если тонус брюшных мышц и передней шейной мускулатуры снижен. А если снижен тонус мышц плечевого пояса, малыш не сможет выполнить присаживание, держась за кольца.

Рис . 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Приседать самостоятельно (и сидеть на корточках) ребенок сможет только тогда, когда тонус мышц в норме. Сила мышц также является показателем физического развития. Ее можно проверить достаточно простым способом. У старших детей это делается с помощью динамометра, но маленький ребенок не может понять, что от него требуется. В этом случае понаблюдайте, как малыш действует с предметами. Если, например, начиная с 6 месяцев он уверенно берет игрушку из рук взрослого, подолгу занимается ею, стучит, размахивает и т. д., значит, можно говорить о созревании мышц кисти и силе мышц руки. Попробуйте определить, сколько секунд или минут малыш может манипулировать игрушкой. Если ребенок в 5—6 месяцев держит игрушку в течение 30 с, то такой показатель говорит о нормальной силе мышц руки (вспомните, что уже с 6 месяцев мы вкладываем ребенку во время гимнастики в руки колечки).

Дальше по увеличению времени, в течение которого ребенок удерживает игрушку в руке, вы сможете судить о результативности и качестве занятий.

Аналогично можно проверить качество занятий по силе мышц живота, спины, ног. Например, если малыш с начала удерживает голову только в течение 30 с, а потом это время постоянно увеличивается, значит, сила мышц шеи и спины возрастает.