Существует категория народных целителей, использующих в церковную атрибутику, христианские символы и молитвы из православного молитвослова. Известно, что практикующий оккультист равнодушен к Богу, его интересует не богообщение, а земная корысть, достигаемая магическими действиями. Эти целители скажут, что корысти у них нет и что лечат они обращением к Богу.
Явление это раньше встречалось в деревнях, а сейчас, распространяемое через интернет и рекламу в СМИ, стало почти повсеместным. Очень часто на досках объявлений среди сообщений типа продам квартиру в Благовещенске можно увидеть и объявления целителей. Но заслуживают ли они доверия и стоит ли им доверять?
Отзывы церкви о народных целителях, исцеляющих молитвой
Если колдунов люди интуитивно побаиваются, то народные целители вселяют доверие иконами и молитвами. Что же представляет собой этот феномен? Как кажется, данный вид целительства неопровержим с точки зрения православия. Однако вспомним хорошую русскую пословицу: «Не все то золото, что блестит». Если кто-то сам о себе говорит: «Я лечу молитвой», то к этому надо отнестись с осторожностью. Строго говоря, никто не может лечить вычиткой молитв. Ведь в подлинной молитве мы обращаемся к Богу, и потому молитва предполагает, что на молящегося человека и на того, о ком он просит, будет действовать Бог, поэтому в подлинной молитве мы вверяем в руки Божии себя и того, о ком молимся.
Значит, не уместно само выражение (или идея): «Я лечу молитвой». Молитва не инструмент для манипуляций над другими людьми, а лишь смиренная просьба, поставляющая на первый план волю Божию о данном человеке. Поэтому в храме каждая ектения завершается возглашением: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».
Так что нельзя самой по себе вычиткой молитв изменить физиологию другого человека. Исцеляюще действовать может лишь Бог Своей благодатью, а мы – смиренно просить Его подать, если Ему угодно, исцеление. Бог же помогает тому, кому Сам сочтет полезным, и потому чтение молитвенного правила еще не гарантия получения просимого.
Вместе с тем, видимый эффект в случаях обращения к подобным целителям отрицать невозможно. Как-то мне привели такой пример. Некий человек, всю жизнь проживший в деревне, заразился конским волосом; дойдя до критического положения, он обратился к известной в его деревне бабушке. Она установила незамысловатое правило: на заре вместе с ним выходила в определенное место и читала «Богородице Дево, радуйся» какое-то число раз – и болезнь прошла. Трудно судить, не зная конкретно этих людей, что было в данном случае – молитвенная просьба, увенчавшаяся милостивым откликом Божиим, или же экстрасенсорика, прикрытая молитвенным правилом. А ведь разница при внешнем сходстве велика. Здесь важно чувствовать тонкую грань. Одно дело, когда в случае опасной болезни ближнего православные христиане решают помолиться о нем – собираются вместе или молятся по отдельности. Есть ведь в Церкви особые молитвы, в которых мы испрашиваем у Бога здоровье. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5: 16), – сказано в Священном Писании. В храме служатся молебны о здравии души и тела, есть таинство соборования (елеосвящение), благодаря которому многие поднялись с одра самых тяжких болезней. Большое значение имеет и личная молитва, принятие на себя особого молитвенного правила с просьбой Господа об исцелении. Здесь все понятно: мы молимся Богу о выздоровлении больного, и, если это не противоречит воле Божией и послужит на пользу больному, Господь исцеляет или облегчает его состояние.