С позиции христианства, основная причина болезни – грех. Однако, внесем ясность: все болячки – от врага рода человеческого, в Царстве Божием ни болезни, ни смерти нет. Бог допускает недуги за грехи. В том, что человек заболевает, обычно виноват он сам. Например, если некто сунет два пальца в электророзетку, кто будет виноват, что его трясануло током? Начальник электростанции, электромонтёр или он сам? Рассмотрим подробнее взаимосвязь болезни и греха.
Во-первых, она существует как наказание за конкретные грехи, т.е. прослеживается четкая причинно-следственная связь (согрешил-получил). Так, объедение вызывает болезни желудка; зависть, ревность приводят к нервно-психическим расстройствам; гнев угнетает сердечно-сосудистую систему. Из-за гордости появляется шизофрения. (Кстати, замечено, что шизофреники практически не болеют).
Во-вторых, болезнь – упреждение от греха. «Страдающий плотию перестает грешить». То есть был бы здоров – наверняка что-нибудь натворил, а так вынужден валяться в кровати.
В-третьих, недуг как средство обучения жить по воле и закону Мироустроителя. Чтобы человек осознал ошибочность выбранного пути и покаялся. Ведь часто к Богу приходят во время болезни и злоключений.
В-четвертых, болезнь во славу Божию. Это подвиг – терпеть страдания, болезнь и благодарить за все Бога. Господь за такое смирение и верность дает венцы.
В-пятых – от бесов (колдовство). «Христова Церковь не отрицает колдовство. Нет. Но колдуны на нас с вами, на христиан, не должны действовать, а если на кого-то из нас они действуют, нам вредят — значит, мы грешники, значит, нам надо плакать и избавляться от грехов своих» (игумен Герман (Чесноков)). И эту напасть Бог допускает, опять же за наши грехи, чтобы закалить нас. Ибо нередко человек сам открывает свою душу для лукавого.
В-шестых, чтобы научиться состраданию и прощению. Пока на себе не прочувствуешь тягость болезни, страдания другого сложно понять.
Нельзя также забывать: существуют и последствия греха. К примеру, если человек долгое время злоупотреблял спиртным, то, освободившись от этой зависимости через веру в Бога и покаяние, телесно он может продолжать болеть, потому что организм был отравлен.
Физическое здоровье зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Так св. Феофан Затворник отмечал: «Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия…» (Собр. писем III, п. № 514). Эта же мысль прослеживается и в творениях св. Серафима Саровского: «Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили долго»…
Подведем итоги. Итак, основные причины болезней
1. Духовные (за грехи)
2.Условно назовём духовно-нравственные (например, либо испытание веры, либо, чтобы научиться состраданию, молитве о болящих и т.д. Ибо, как сытый голодного не разумеет, так и здоровый больного не понимает, пока сам не поболеет).
3. Психологические (старцем Паисием много сказано о том, что человек, приняв злой помысел, сам у себя может вызвать болезнь. Например, он рассказывал, как один юноша принял помысел, что он, якобы, психически ненормальный. Поверив в это, он, действительно, заболел и чуть не закончил жизнь самоубийством (см. Старец Паисий Святогорец. «Слова». Т.3., стр. 9-70)).
4. Физиологические и внешние факторы (малоподвижный образ жизни, плохая экология и т.д.)
Для размышления
1. «Случилось, например, что посетили старца Паисия трое страдавших головной болью. Старец «видел», какова причина головной боли у каждого, и, соответственно, советовал «лекарство». Одному, например, у которого головная боль происходила от проблем с супругой, говорил сходить на исповедь самому и его супруге; другого, у кого головная боль происходила от испорченного зуба, посылал к зубному врачу; третьему, у кого головная боль была связана с пищеварением, советовал есть зелень…» (Иеромонах Христодул Агиорит «Старец Паисий», стр. 7).
2. Иеромонах Иона (Займовский): «Алкоголизм – это не только духовное заболевание, это проблема всей личности. Бывает, что пьют люди глубоко верующие, даже священники. Мой хороший друг, священник, очень верующий человек, просто спивался и ничего не мог с этим поделать. Это было поводом для меня, чтобы заняться этой проблемой. Оттолкнувшись от этого, я и написал книгу «Сладкий плод горького древа». На самом деле, что в такой ситуации делать человеку, если ему кажется, что ни Церковь, ни даже Бог ему не помогают. А у нас получается помочь благодаря духовно ориентированной программе. Получается так, что Бог помогает посредством людей, которые спивались, но выздоровели. В программе есть двенадцать шагов, где человек работает над своей душой. Два слова в дополнение: протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мчц. Татианы при МГУ недавно был в миссионерской поездке по Алтаю и говорил, что люди из этих «двенадцатишаговых» сообществ оказались наиболее подготовленными к крещению. Он их крестил. Это говорит о том, что человек в такой ситуации очень глубоко прорабатывает свои отношения с Богом, с грехом, с ближними, с самим собой». (Телепрограмма «Православная энциклопедия» от 26.11.05 г.).
3. Один житель Антиохии, богатый и славного рода, сильно страдал головной болью, так что правый глаз у него выпал. Он раздал много денег искусным врачам, но не получил облегчения. Тогда он пришел за исцелением к св. Иоанну. Святой сказал ему: «Такие болезни постигают людей за их грехи и маловерие. Итак, если ты веруешь всею душою, что Христос силен исцелить тебя, и отстанешь от своих грехов, то увидишь славу Божию». Больной отвечал: «Верую». Сказав это, он возложил одежду св. Иоанна на голову и глаз, и тотчас исцелился. (Жития святых. Иоанн Златоуст. Ноябрь, стр. 316)
4. «Однажды парализованного раба принесли к святому. Увидев его, Иларион сказал: «Тебе нельзя исцелиться от недуга, пока не уверуешь в могущего исцелить тебя Христа Господа». «Верую в Него, только пусть Он исцелит меня», — с усердием ответил больной. Сотворив молитву, святой исцелил его силою Христовой». (Жития святых. Преподобный Иларион. Октябрь, стр. 469).
5. «…Всегда, когда Господь Иисус Христос хотел кого-нибудь исцелить, Он спрашивал, — есть ли вера в них, — и только тех, кто верил, исцелял…» (Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))
Советы святых желающим исцелиться и пояснение основных причин заболеваний
1. «Откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а, отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам» (Св. Василий Великий)
2. Старец Паисий Афонский говорил, что нужно иметь много веры. Если у самого больного нет веры, то он не выздоравливает.
3. Покаяние. /Приведем воспоминание одной из духовных дочерей старца иеросхимонаха Сампсона: «Моя сестра очень болела. У нее было трое детей. Смотрю на нее — надежды на выздоровление нет. Я тогда собралась к Батюшке, еду и плачу дорогой. Если она умрет, что я буду делать с детьми? Зашла к Батюшке, и слова не могу выговорить от горя. Он мне говорит: «Успокойся, не умрет она, пусть покается в своем грехе (назвал ее грех) и поправится». С великой радостью поехала я домой, все рассказала сестре, она послушалась Батюшку, покаялась и сразу же после этого выздоровела»/.
4. Необходимо больному молиться за других болящих. Старец Паисий учил: если больной просит у Бога здоровья только себе, не молясь о том, чтобы получили исцеление и другие люди, то он поступает неправильно. /Ср. «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5)/
5. «Духовная радость имеет в себе самую великую целительную силу во всех болезнях» (Старец Паисий)
6. Чтобы больной стал здоров, надо идти на какую-то жертву. (Например стараться избавиться от своих недостатков). «Если мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит. Если я сижу, сложа руки, и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного», — а сам при этом не иду ни на какую жертву (т.е. люди хотят получить помощь, не прикладывая никаких усилий), то я всё равно, что просто произношу хорошие слова (бросая их на ветер). Если же у меня есть любовь, если у меня есть жертва, то Христос, увидев их, исполнит мое прошение – конечно, если это пойдет на пользу другому» (старец Паисий).
7. Контролировать свои мысли. («Видя всё посредством добрых помыслов, человек очищается и приемлет Благодать Божию. А злыми помыслами человек осуждает и несправедливо обижает других, препятствует приходу Божественной благодати, после чего диавол и терзает его» (старец Паисий). «Злые и худые помыслы суть слова бесов…» (свт. Григорий Синаит)).
Используемая литература: Иеромонах Христодул Агиорит «Старец Паисий», Свято-Покровская монашеская община, 2001 г.; «Житие старца Серафима…», репр. 1893 г.; Старец Паисий «О болезнях и скорбях».
Основные причины заболеваний видео