Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)
Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.
Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
Закон памяти | Практические приёмы реализации |
---|---|
Закон интереса | Интересное запоминается легче. |
Закон осмысления | Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. |
Закон установки | Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. |
Закон действия | Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. |
Закон контекста | При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. |
Закон торможения | При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой. |
Закон оптимальной длины ряда | Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. |
Закон края | Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. |
Закон повторения | Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. |
Закон незавершённости | Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. |
Как улучшить память? Народные средства
Мнемотехнические приёмы запоминания
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Например, падежи русского языка
(именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)- «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».
- Рифмизация. Например, «Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять» - Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Например, puddle (лужа). Примерное произношение (фонетическая ассоциация) — «падл»
Мнемоническая модель запоминания: я всё падал и падал в лужу.
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Для запоминания иностранных слов создаются их яркие образы.Например, для запоминания слова skirt — англ. юбка — можно представить себе скирду (это русское слово похоже на английское skirt) сена в юбке и удивленного крестьянина рядом.
- Метод Цицерона на пространственное воображение.
- Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
- Методы запоминания цифр:
- закономерности;
- знакомые числа.
- Способ связующих звеньев применим для запоминания имен и фамилий, названий книг, то есть для любых рядов слов.
- Способ образования структурных связей помогает запечатлеть информацию, для которой трудно образовать смысловые или ассоциативные связи